Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

«Детский сад №27»

 

Разработка конспекта по духовно нравственному воспитанию интегрированной

 

образовательной деятельности

 

с дошкольниками старшей группы

 

на тему: «Хорошо – плохо»

 

 

Автор: Величко О.А., воспитатель

 

высшей квалификационной категории.

 

Цель: формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни: послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо», идти дорогою добра, поступать хорошо.

 

Задачи:  духовно – нравственное развитие и воспитание детей,  и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота. Умение воспринимать качества и свойства предметов, побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; умение отвечать на вопросы: «почему? для чего? как? откуда?». Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

 

Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции.                                                                                                                         

 

Предварительная работа: знакомство и чтение детям Библии, беседы о добродетели, заучивание пословиц о доброте, чтение художественного слова – рассказов, стихотворений о христианской этике, прослушивание музыкальных произведений.

 

Добродетели.

 

Папа, мама, старший брат

 

Мне нередко говорят,

 

Что им дороги вниманье

 

И святое послушанье.

 

Чтоб счастливым был наш дом,

 

Мне они наметили

 

В сердце вырастить в своём

 

Эти добродетели.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его «Что хорошо и что плохо». Предлагаю вам послушать стихотворение:

 

      «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

«Крошка сын к отцу пришел

 

 И сказала кроха:

 

Что такое хорошо?

 

И что такое плохо?..»

 

Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?

 

Ответы детей: что хорошо: мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь, что плохо: гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.

 

Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?                              

 

Ответы детей: Отец.                                                                                                                                  

 

Воспитатель: как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, беззащитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо.

 

А в дождик можно гулять или нет?

 

Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть.

 

Воспитатель: А надо умываться, чистить зубы?

 

Ответы детей: обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели.

 

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети?

 

Главные правила жизни добрых детей.

 

Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

 

– А как?

 

Например: поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим.

 

Воспитатель: ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню

 

              «Если добрый ты»

 

Дождик босиком по земле прошел

 

Клены по плечам хлопал…

 

Если ясный день – это хорошо.

 

А когда наоборот – плохо.

 

Слышно, как звенят в небе высоко

 

Солнечных лучей струны.

 

Если добрый ты – то всегда легко,

 

А когда наоборот – трудно…

 

Воспитатель: о чем поется в этой песне?

 

Ответы детей: о доброте.

 

Воспитатель: послушайте, какая есть хорошая пословица:

 

«Жизнь дана на добрые дела».

 

– Давайте с вами подумаем, какими должны быть дети?

 

Ответы детей: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, чистыми, уступчивыми, щедрыми.

 

– А какими не должны быть дети?

 

Ответы детей: злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми              

 

                Дидактическая игра "Выбираем хорошие поступки”

 

1.      Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!                                                                                                                                         

 

    2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.                                     

 

      3.Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.                                                                                                             

 

  4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!                                                                                                                                       

 

  5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она наверное помогает дедушке или бабушке.                                                                                                                                                 

 

  6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!             

 

 7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких?                                                                                                                                 

 

 8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно!                              

 

    Воспитатель: ребята, послушайте внимательно стихотворение «Как себя вести в течение дня?»  -Давайте с вами перечислим добрые дела дня.

 

Ответы детей:  Не хвастаться,  стараться порадовать своих близких добрыми делами,  говорить «Спасибо»,  не хныкать, потерпеть неприятное, смело бороться со злом, просить прощения, если кого обидел.

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять,  хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо  -  синий.

 

-  «Колобок, Колобок  я тебя съем!» (синий)                                                                     

 

    - «Шла, шла Маша по лесу  -  деревце за деревцем,  кустик за кустиком и заблудилась !»   (синий) 

 

  - «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)                                                                                                                                         

 

  - «Битый не битого везет,  битый не битого везет!»  (синий)                                           

 

    - «Посадил дед репку, выросла репка большая  -  пребольшая!» (желтый)                                           

 

  - «Повадилась лиса в курятник кур таскать...» (синий)                                                                             

 

 - «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)                                                               

 

   - « Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.»  (желтый)

 

Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы, сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям. Звучит музыка «Дорога добра»

 

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево «Дерево добра».

 

Спелые яблоки – это добрые качества души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие качества.

 

– Молодцы! Замечательные получились деревья, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие на прогулке. Понаблюдаем за облаками.

 

Прогулка.

 

Воспитатель: ребята, давайте понаблюдаем за облаками. На что похожи облака?

 

Ответы детей: на слона, на собаку, на рыбку, цветы, лошадку, сердечко, на овечку пушистую, на Деда Мороза с длинной бородой.

 

Воспитатель: а еще оно какое?

 

Ответы детей: голубое, серое, синее.

 

Воспитатель: что мы еще видим на небе?

 

Ответы детей: солнце.

 

Воспитатель: конечно, солнце.

 

– Ребята, а как вы думаете, во что может превратиться облако?

 

Ответы детей: в тучу

 

Воспитатель: а туча какая? (Хмурая, сердитая, черная).

 

– Когда проплывает большая туча, что происходит? Что идет? (Дождик).

 

Давайте послушаем с вами стихотворение, которое называется.

 

                «Небо»

 

Небо чистое, голубое,

 

Небо доброе, родное.

 

         А еще оно какое?                                                                                      

 

   Подвижная игра         "Ветерок и облака"

 

По сигналу "Ветер!" дети - "облака" - бегают по площадке в разных направлениях ("облака летят по небу"). По сигналу "Нет ветра!" - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже "то или иное облако " (на дерево, птицу и т.д.).

 

В группе:

 

По возвращению с прогулки обсуждаем – размышляем над нашими наблюдениями. Что мы видели, какое оно небо?

 

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки:

 

Между гор, средь быстрых речек,
Ветерок пасет овечек.
Дунет он - летят овечки
Воду пить от речки к речке.
Пьют без удержу, пока.                                                                                                                              

 

  Не нальются их бока!(облака)

 Белые овечки по небу гуляли,
 вниз упали - в речку попали. (Облака)

 

Звучит знакомая песня «Облака» и воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками, увиденными на прогулке.

 

              «Облака»

 

Мимо белого яблока луны,

 

Мимо красного яблока заката

 

Облака из неведомой страны

 

К нам спешат и опять бегут куда – то.

 

Итог занятия: на этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него?

 

Ответы детей.

 

           Литература:

 

           

 

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Педагогика нового времени, 2012.
  2. Детская Библия. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Протоиерей Александр Соколов.
  3. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе», Москва, Педагогическое общество России, 2010.
  4. Мартынова А.Н. и Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки»– М.: Современник, 2013г.
  5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014
  6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014
  7. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014
  8. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. CD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014
  9. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Маршруты духовного краеведения для детей во вне учебной работе. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014