Комплексная безопасность

 

 Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья воспитанников. 

 

  Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.

 

  Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с  правоохранительными структурами, другими  службами , обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:
1.  Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму
2.  Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения
3. Пожарная безопасность
4.  Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
5.  Обучение воспитанников правилам безопасной жизнедеятельности
6.  Взаимодействие с правоохранительными органами
7.  Обеспечение санитарного благополучия
8.  Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма

 

    Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья  воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

 

   Обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа педагогического коллектива, администрации и персонала, бесперебойная и качественная работа систем жизнеобеспечения.

 

    Задача администрации детского сада заключается в создании условий при которых бы не нарушались основные нормы безопасности (противопожарные, охранные и другие), обеспечивалось выполнение распорядительных документов по организации охраны, соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов работы.

 

    В связи со сложившимися условиями безопасность ОУ является одной из приоритетных в деятельности администрации детского сада и педагогического коллектива. Комплексная безопасность образовательного учреждения включает в себя проведение необходимых мероприятий, разработку и обновление имеющихся нормативных документов по антитеррористической, пожарной и электробезопасности, вопросам гражданской обороны, охраны труда, правил ПДД, и других вопросах.

 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в нашем ДОУ в разных направлениях. Основные – это  работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту. Работа ведется  совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 

Комплексная безопасность дошкольного образовательного учреждения

 

   Комплексная безопасность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) представляет собой состояние защищенности от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

 

Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области.

 

Формирование культуры безопасности воспитанников ДОУ   осуществляется через решение следующих задач:

 

• Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

 

• Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

 

• Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

 

• Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

 

• Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

Основными формами работы, направленными на обеспечение комплексной безопасности ДОУ   являются:

 

Ø организаторская;

 

Ø  воспитательная;

 

Ø профилактическая и методическая.

 

Первичным этапом организаторской работы является анализ состояния безопасности и создание на его основе инструктивно-распорядительных документов. Важнейшей частью этой работы является планирование и проведение мероприятий по предупреждению ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников ОУ   и контроль выполнения инструктивно-распорядительных документов и иных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности.

 

В рамках воспитательной работы в ОУ  организуются:

 

Ø разъяснительная работа в группах и коллективах по безопасности;

 

Ø беседы и инструктивные занятия с воспитанниками и работниками по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях;

 

Ø встречи с представителями правоохранительных органов и других  структур;

 

Ø доведение информации по проблемам безопасности и рекомендаций по безопасному поведению воспитанников на родительских собраниях;

 

Ø оформление наглядной агитации по тематике безопасности.

 

В профилактических целях в  ОУ   в установленное время проводятся:

 

Ø периодические осмотры помещений;

 

Ø контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.);

 

Ø осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;

 

Ø проверка состояния наружного освещения;

 

Ø проверка функционирования охранных систем.

 

Методическая работа, проводимая в ОУ, предусматривает разработку:

 

Ø руководящих документов;

 

Ø основополагающих локальных нормативных актов;

 

Ø инструкций по вопросам безопасности, охране труда и технике безопасности;

 

Ø методических документов и рекомендаций;

 

Ø памяток по тематике безопасности для конкретного круга пользователей этими документами;

 

Ø планов-схем эвакуации воспитанников и сотрудников;

 

Ø инструкций по действиям в чрезвычайной ситуации.

 

Комплексная безопасность ОУ является целью, процессом и результатом реализации следующих основных мер и мероприятий:

 

1.      Плановые мероприятия антитеррористической защищенности

 

2.      Организация охраны здания и территории

 

3.      Выполнение норм пожарной безопасности

 

4.      Выполнение требований  по электробезопасности

 

5.      Плановые мероприятия в области охраны труда

 

6.      Выполнение норм санитарно-эпидемиологической безопасности

 

7.      Профилактика дорожно-транспортного травматизма

 

8.      Обеспечение безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций

 

9. Оперативное взаимодействие с правоохранительными органами, структурами и службами.

 

 

 

1.   В рамках реализации мероприятий антитеррористической защищённости в  ОУ   установленным порядком разрабатывается и  корректируется паспорт антитеррористической защищённости.

 

Реализованная в  ОУ система обеспечения антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий предусматривает:

 

Ø проведение инструктажей по антитеррористической безопасности,

 

Ø  осмотры  прилегающих к зданию территории,

 

Ø назначение ответственных лиц, их целевой инструктаж и проверка помещений перед проведением культурно-массовых мероприятий,

 

В интересах формирования психологической устойчивости и привития навыков действий в ЧС в ОУ проводятся тренировки по эвакуации.

 

2.    Организация охраны  ОУ включает в себя:

 

Ø инженерно-техническую укреплённость объекта,

 

Ø круглосуточную  охрану

 

Ø  техническую оснащённость.

 

Инженерно-техническая безопасность объекта реализуется посредством:

 

Ø установки ограждения территории,

 

Ø  установкой укреплённых металлических входных дверей,

 

Ø  круглосуточной  охраной,

 

- днем сотрудниками учреждения

 

- ночью сторожами

 

Охрану ОУ введет ЧОО «КОНДОР»

 

  Технически  ОУ  оснащено:

 

Ø освещением над входами в здание,

 

Ø тревожной кнопкой, средствами связи и оповещения,

 

Ø  системой видеонаблюдения,

 

Ø домофоном.

 

3.Для решения задач в области гражданской обороны в  ОУ назначается  работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

 

Ø установленным порядком разрабатывается и по состоянию на 1 января ежегодно корректируется «План действий  ОУ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

 

Ø установленным порядком создается и постоянно работает комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

 

4. Основными мероприятиями, направленными на обеспечение пожарной безопасности являются:

 

Ø соблюдение нормативно-правовых  актов, правил и требований ПБ, а также проведение противопожарных мероприятий;

 

Ø обеспечение ДОУ первичными средствами пожаротушения;

 

Ø неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

 

Ø совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

 

Ø своевременное принятие мер по устранению отказов АПС;

 

Ø перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

 

Ø защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

 

Ø поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов.

 

5. Основными мероприятиями, направленными на обеспечение электробезопасности в  ОУ  являются:

 

Ø профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования и электросетей;

 

Ø периодическая проверка сопротивления изоляции и заземления оборудования;

 

Ø установка устройств защитного отключения;

 

Ø оснащение рабочих мест средствами защиты от электрического тока;

 

Ø периодические испытания средств защиты;

 

Ø обучение и инструктаж работников по электробезопасности;

 

Ø назначение ответственного за электрохозяйство ;        

 

Ø организация работ в соответствии с Перечнем видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

 

6. Основными  мероприятиями,  выполняемыми в области охраны труда являются:

 

Ø контроль   за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;

 

Ø организация профилактической работы по снижению травматизма;

 

Ø участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации;

 

Ø организация проведения вводного и первичного инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников;

 

Ø разработка, утверждение и обеспечение рабочих мест инструкциями по охране труда;

 

Ø периодическая оценка условий труда;

 

Ø обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;

 

Ø расследование и учёт несчастных случаев.

 

7.    Основными мероприятиями, выполняемыми в целях выполнения норм санитарно-эпидемиологической безопасности являются:

 

Ø производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий;

 

Ø предварительные и периодические медосмотры работников;

 

Ø периодические медосмотры детей;

 

Ø обучение работников обязательному санитарному минимуму;

 

Ø соблюдение питьевого режима;

 

Ø лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические мероприятия.

 

8. Профилактика дорожно-транспортного травматизма предусматривает:

 

Ø воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах;

 

Ø организацию взаимодействия педагогического коллектива с сотрудниками ГИБДД по вопросам обучения и воспитания детей безопасному поведению на улицах и дорогах, соблюдению правил дорожного движения, касающихся пешеходов;

 

Ø привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

 

Ø проверку оборудования территории прилегающей к  ОУ на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности дорожного движения;

 

Ø выявление наиболее опасных мест и подготовку предложений по дополнительному обустройству территории прилегающей к  ОУ современными техническими средства безопасности дорожного движения;

 

Ø создание в соответствие с требованиями нормативных документов учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города;

 

Ø учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествиях с участием воспитанников и на их основе принятие соответствующих мер.

 

9.Обеспечение безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций предусматривает:

 

Ø назначение ответственных лиц за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей ;

 

Ø профилактические осмотры и текущее обслуживание;

 

Ø планово-предупредительные ремонты;

 

Ø гидравлические испытания системы отопления;

 

Ø наличие контрольно-измерительных приборов и их периодическое испытание в лицензированной лаборатории.

 

10.Оперативное взаимодействие с правоохранительными органами и службами предусматривает:

 

Ø наличие номеров телефонов оперативных и дежурных служб;

 

Ø наличия инструкций;

 

Ø информирования дежурных служб об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в  ОУ информирования правоохранительных органов о проведении культурно-массовых мероприятий в  ОУ;

 

Рекомендации родителям  дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 

• Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

 

• Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

 

• Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

 

• На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

 

• Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.) .

 

• Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:

 

• Ходить по тротуару следует с правой стороны.

 

• Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

 

• Переходить дорогу полагается только шагом.

 

• Необходимо подчиняться сигналу светофора.

 

• В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого или поручни, чтобы не упасть.

 

• Нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать в окно руки.

 

• Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

 

• Играть можно только во дворе.

 

 

 

Рекомендации родителям «Если ребенок потерялся »

 

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо:

 

• снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых.

 

• ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к полицейскому, каким-нибудь пожилым людям (к женщине) или продавцу в магазине.

 

Рекомендации родителям дошкольников по профилактике несчастных случаев в быту

 

• Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

 

• Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

 

• •Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

 

• Ковровые покрытия на полу не должны быть скользкими. Они создают уют, тепло и смягчают падения и ушибы ребенка. На полу не должно быть никаких проводов, чтобы ребенок не смог в них запутаться.

 

• На окнах должны быть фиксаторы, чтобы ребенок не смог их открыть и выпасть и окна.

 

• Большую опасность в доме представляет входная дверь, т. к. пружина закрывает ее с ускорением. Стеклянные проемы в дверях должны быть заметны малышу, чтобы он не пытался пройти «сквозь них». Объясните ребенку, чем опасно разбитое стекло. Осторожно открывайте межкомнатные двери, чтобы случайно не ушибить малыша. Замки и защелки на дверях в тех местах, куда малышу не следует входить, должны быть расположены высоко, чтобы он не смог их достать и открыть дверь.

 

• Около кроватки должен быть «ночник», чтобы ребенок не испугался темноты и мог сам его включить.

 

• Мебель должна быть крепкой и устойчивой, чтобы, взявшись за нее, ребенок не упал. Любые стекла на дверцах шкафа, книжных полках должны быть заметны малышу - красивые наклейки украсят стекло и предупредят малыша.

 

• Обязательно прячьте от детей в недоступные места спички, не оставляйте в кармане зажигалки, а прицепите их на ключи, как брелок. Покажите ребенку опасные горячие места (печь, камин, плиту) - пусть он знает, что они горячие.

 

• Ни на одну минуту не оставляйте ребенка одного в ванной комнате. Зазвонит ли телефон или позвонят в дверь, в первую очередь необходимо вынуть из ванны ребенка, а затем все остальное.

 

• Желательно, чтобы игрушки не содержали мелких деталей. Приобретайте игрушки солидных фирм, т. к. рыночные игрушки могут быть окрашены химически вредными красителями, которые нанесут вред здоровью вашего ребенка. Следите, чтобы ребенок не проглотил мини-батарейки в музыкальных открытках, поскольку они содержат ртуть и при проглатывании начинают протекать.

 

• Все лекарства должны быть запертыми на замок и недоступными ребенку. Нельзя носить лекарства в сумках или карманах, т. к. дети любят их обследовать.

 

• Средства дезинфекции должны храниться под замком, только в своей упаковке. Нельзя их переливать в другие емкости, например из под питьевой воды, лимонада.

 

• Все острые предметы должны быть недоступны ребенку. Более взрослые дети могут пользоваться ножом под присмотром взрослых. Чем раньше ребенок освоит острые инструменты, ножницы, нож и научится уверенно ими пользоваться, тем безопаснее они для него.

 

• Обратите внимание на ядовитые домашние растения и растения с иголками и шипами, постарайтесь, чтобы они были ребенку недоступны.

 

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают "яды" в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

 

 

 

Рекомендации родителям дошкольников по пожарной безопасности

 

Когда речь идет о самых маленьких членах вашей семьи, помните: одна лишь любовь их не спасет. Их спасет применение мер пожарной безопасности.

 

• не храните в доме бензин, керосин, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) ;

 

• приобретите хотя бы один огнетушитель;

 

• не оставляйте без присмотра включенные электрические и газовые плиты, чайники, утюги, приёмники, телевизоры, обогреватели;

 

• следите за исправностью электропроводки, розеток;

 

• не включайте в одну розетку несколько бытовых электрических приборов (особенно большой мощности) ;

 

• Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном для детей месте, желательно в запертом на ключ ящике.

 

• Научите малышей говорить вам, когда они находят спичку или зажигалку.

 

• Когда ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните ему спокойно и твёрдо, что спички и зажигалки - это предметы для взрослых, с которыми надо быть осторожными.

 

• Никогда не используйте спички или зажигалки для развлечения. Дети могут начать подражать вам.

 

Уважаемые родители! Помните!

 

Здоровье и безопасность детей в ваших руках!

 

Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.

 

Дошкольник выглядит совсем взрослым и сознательным, но и его могут подстерегать неожиданные опасности. Задача родителей – быть предусмотрительными и внимательными.

 

 Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников  в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Коллектив ДОУ  обеспечивают безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководитель и весь коллектив  строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • противопожарная и техногенная безопасность;
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов;

В эту работу  включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.

Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.